Януш Корчак: Жизнь и смерть великого педагога.
В августе 1942 года в немецком лагере уничтожения Треблинка нацисты убили Януша Корчака, разделившего судьбу воспитанников своего детского дома. Чем был знаменит этот человек и почему обстоятельства его смерти обросли легендами.
Первого июня в мире отмечается международный день защиты детей, призванный привлечь внимание к соблюдению прав детей на свободу мнения, образования, защиты от насилия и права на жизнь. Фундаментальным документом, определяющим права и свободы детей, является Конвенция о правах ребёнка, принятая ООН в 1989 году. Ведущую роль в разработке положений этой конвенции сыграли идеи, которые выдвинул и сформулировал в своих научных работах по педагогике Януш Корчак — польский врач–педиатр, детский писатель и педагог.
Врач и педагог
Настоящее имя Корчака — Эрш Хенрик Гольдшмидт. Ян Корчак — это авторский псевдоним, взятый им в далёкой юности. Впоследствии он использовал его для своих научных и художественных книг, получивших мировую известность ещё при жизни автора.
Изначально Януш Корчак посвятил себя медицине: в 1898 году он поступил на медицинский факультет Варшавского университета. К слову, в роли военного медика Януш принял участие в трёх войнах: русско–японской, Первой мировой и советско–польской. С 1904 года он работал детским врачом в больнице для детей из бедных семей. Практически все пациенты доктора происходили из социально неблагополучных слоёв общества, и наблюдения за их жизнью заставили Корчака пересмотреть своё призвание. Он принял решение оставить медицину и посвятить себя педагогической деятельности, поскольку «педагог в большей степени может изменить этот мир».
Корчак начал осуществлять свою мечту — создать независимый детский дом, в котором он мог бы на практике применить вынашиваемые им принципы воспитания детей. В 1912 году, благодаря стараниям благотворительного общества «Помощь сиротам», членом правления которого был Корчак, удалось открыть приют «Дом сирот», построенный на пожертвования состоятельных варшавских евреев, промышленников и филантропов. Большинство воспитанников приюта были сиротами или детьми из неблагополучных семей, подобранными прямо с улиц Варшавы.
Приют был организован в соответствии с видением Корчака и представлял собой детскую республику со своими парламентом, газетой и конституцией. Одним из главных принципов педагогической деятельности Корчака стало то, что педагогика является наукой о человеке, а не о ребёнке.
«Детей нет — есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств». Корчак, «Как любить ребёнка: Интернат».
Наиболее шокирующим для современников стал отказ Корчака от применения телесных наказаний в отношении воспитанников детского дома. С учётом «испорченности» контингента этот принцип вызывал искреннее недоумение у коллег по воспитательной деятельности. В свою бытность военным медиком в Маньчжурии Корчак выкупил у одного китайского учителя палки для наказаний учеников — в «Доме сирот» их использовали как биты для игры в лапту.
Помимо работы в детском доме Корчак активно занимался писательской и просветительской деятельностью. Из–под его пера вышла знаменитая тетралогия книг «О воспитании детей», неофициально объединённая под названием «Как любить ребёнка». Кроме книг по педагогике, Корчак писал и книги для детей, где в форме сказок готовил своих маленьких читателей к реальной жизни. Все они были переведены на несколько языков и получили широкую международную известность.
Надо сказать, книги про короля Матиуша Первого актуальны и сегодня, и, прямо скажем, их очень полезно прочитать взрослому человеку.
В 1926 году Корчак создал уникальное явление мирового масштаба: журнал «Малое обозрение», еженедельное приложение к популярной варшавской газете. «Малое обозрение» выпускали и редактировали дети, авторами статей также были маленькие корреспонденты: в первые десять лет работы журнала в редакцию приходило в среднем четыре тысячи писем в год. У журнала было около трёх тысяч постоянных авторов.
«Самыми ценными были письма, в которых кто–то пишет то, чего он не может сказать родителям или в школе. То, о чём дети говорят между собой, а сейчас имеют возможность сказать открыто, без стыда или страха, что их засмеют».
Под немецкой оккупацией
В 1939 году вспыхнула Вторая мировая война, и Польша превратилась в генерал–губернаторство рейха. В соответствии с проводимой немцами на оккупированных территориях расовой политикой в Варшаве началось строительство изолированной территории для проживания еврейского населения столицы Польши и её окрестностей — Варшавского гетто.
Сразу стоит отметить, что Януш Корчак не имел возможности выбора — следовать за своими воспитанниками в гетто или остаться за его пределами. Будучи евреем, он подлежал переселению в гетто, однако попав туда, он не снял с себя обязанностей по руководству детским домом. Корчак использовал свой авторитет и возможности на благо воспитанников, пытаясь обеспечить им пропитание, тёплую одежду и медикаменты. В «Доме сирот» всё так же ставились спектакли и проводились занятия.
Более того, за несколько месяцев до смерти, 9 февраля 1942 года, Корчак подал прошение назначить его воспитателем в Главный приют, куда попадали дети из гетто, лишившиеся родителей. Это место было овеяно чёрной славой — там процветало воровство, смертность в приюте была ужасающей, но Корчак не оставлял желания это исправить. В абсолютно беспросветном положении он стремился сделать всё, что только мог, для облегчения участи детей.
Достоверный факт: члены польского Сопротивления, узнав о намерении немцев провести чистку Варшавского гетто, дважды предлагали Корчаку бежать по поддельным документам — но всякий раз получали отказ.
Гибель Корчака — мифы и реальность
В 1942 году на Ванзейской конференции нацисты приняли «окончательное решение еврейского вопроса». Согласно плану «Рейнхард», еврейское население генерал–губернаторства Польши следовало поголовно уничтожить в лагерях смерти.
Пятого августа 1942 года все обитатели «Дома сирот» получили распоряжение прибыть на Умшлагплац — пункт депортации в немецкий лагерь уничтожения Треблинка. Есть множество свидетельств очевидцев, которые описывали, как процессия детей во главе с Корчаком следовала на вокзал. В последний путь своих воспитанников сопровождали 12 сотрудников приюта, включая Стефанию Вильчинскую — верную сподвижницу Корчака, которая работала с ним бок о бок с момента открытия «Дома сирот» в 1912 году.
После четырёхчасового ожидания обречённых на смерть людей погрузили в товарные вагоны. По свидетельству Н. Рембы, наблюдавшего за отправкой составов, Ян Корчак до последнего момента ободрял и поддерживал детей.
Сразу же после того, как детей с воспитателем увезли в Треблинку, поэт гетто Владислав Шленгель под впечатлением от увиденного написал стихотворение, посвящённое самопожертвованию Корчака. Именно из этого художественного произведения происходит миф о том, что немцы якобы предлагали известному педагогу остаться в Варшаве, предоставив детей своей судьбе.
Воспитанников и персонал детского дома нацисты убили в Треблинке в августе 1942, точная дата смерти и место захоронения так и не установлены.
Величайшим достижением и заслугой Януша Корчака стали даже не его книги, а то, что он жил и работал в соответствии со своими принципами. Корчак не мог допустить мысли о том, чтобы сбежать из гетто: необходимость оставаться до конца со своими воспитанниками была основой его жизненной позиции, определившей столь трагическую, но великую судьбу.